Интервью Фриды с Лоттой Броме (Radio Sverige, P4 Extra) – 10/09/09
http://www.sr.se/sida/artikel.aspx?programid=2151&artikel=3031448 Сегодня, 10 сентября 2009 года, на канале P4 Extra Лотта Броме взяла интервью по телефону у нашей любимой Анни-Фрид Ройсс. Лотта ведет ежедневное шоу на радио с 13.00 по 15.00, причем каждая неделя посвящена определенному исполнителю. На этой неделе таким исполнителем стала Фрида.
ЛБ: Здравствуй, Фрида. Ты в прямом эфире, из Франции! Добро пожаловать на P4 Extra!
Ф: Спасибо! Здравствуй, Лотта. Привет всем, это Фрида.
ЛБ: На этой неделе в нашем эфире звучала минимум одна песня Фриды в день, и, я должна сказать, иногда это действительно очень нужно.
Ф: Я на самом деле очень рада, что вы провели целую неделю со мной.
ЛБ: Ты часто слушаешь свою музыку?
Ф: Хм… Я бы сказала, время от времени. Когда чувствую ностальгию, или когда у меня есть свои причины, чтобы слушать эти песни. Моя карьера охватывает достаточно большой временной отрезок. Кстати, последний раз я слушала то, что делала в конце 60-х, и это было очень забавно, потому что, к счастью, многое изменилось с тех пор, в частности моя техника пения, которая с годами стала несомненно лучше. Но это было замечательное путешествие во времени, и я благодарна судьбе, что мне пришлось работать именно с тем, что мне действительно нравится – с музыкой.
ЛБ: Melodifestivalen много значил для тебя?
Ф: Конечно! Вот ты сказала Melodifestivalen, и я сразу вспомнила тот раз, когда впервые участвовала в нем.
ЛБ: А я знаешь о чем подумала? Вот об этой песне. (Звучит фрагмент "Härlig Är Vår Jord") Ты тоже о ней подумала, а, Анни-Фрид?
Ф: (хихикает) Да, именно о ней. Когда я ее слушаю, я понимаю, почему и как музыка иногда становится товаром широкого потребления. Но это было так здорово… и такая ужасная нервотрепка. Если я не ошибаюсь, эту песню написал Иван Ренлиден.
ЛБ: И каково было оказаться участником Melodifestivalen в 1969 году?
Ф: Было очень весело, захватывающе и безумно действовало на нервы. В общем, всё сразу. Я тогда работала с Чарли Нурманом, и мы с его женой Даню сшили сценический костюм, который мне очень и очень нравился. Еще я познакомилась с исполнителями, которых до того не встречала лично. Например, со Стеном (Нильссоном) из дуэта Sten & Stanley. Лассе Берхаген тоже участвовал тогда и еще, мне кажется, был Томми Щерберг.
ЛБ: А ты помнишь какое место заняла?
Ф: По-моему, четвертое.
ЛБ: Абсолютно верно! Неплохо, неплохо.
Ф: Ух, какая у меня хорошая память, а! (смеется)
ЛБ: Не то слово! (Фрида смеется) Позже, конечно же, ты выиграла эту штуку вместе с ABBA. Но давай еще немного поговорим о 60-х. Это правда, что тебе было 13, когда ты начала петь в джаз-бэнде?
Ф: Мммммм, мне было 13, когда я начала выступать профессионально, но на самом деле это было запрещено. В те времена правила гласили, что исполнителю должно быть как минимум 14 лет. Я не знаю правда это или нет, но так мне сказали. Так что, да, мне было 13, это было немного рановато, но зато очень прикольно.
ЛБ: И что, тебе приходилось врать о своем возрасте, когда ты пела в то время?
Ф: Нет, потому что никто, на самом деле, даже не спрашивал сколько мне лет. Но если бы спросили… я не знаю. Хотя в те времена контроль не был таким жестким, как сейчас. И потом, думаю, я выглядела гораздо старше своих 13.
ЛБ: Через несколько минут в этом же шоу мы будем говорить о возрасте за 40. У тебя скоро день рождения, что ты думаешь о возрасте за 40? Какой совет можешь дать тем, кто сражается с кризисом 40 лет сейчас?
Ф: (смеется) Забавный вопрос, учитывая, что я сейчас сражаюсь со своим собственным кризисом 60 лет! Ну, хорошо, я попробую. Для меня лично 40 лет были замечательным возрастом во многих смыслах, но это имело отношение по большей части к моей собственной жизненной ситуации тогда, и к моему любимому мужу Руццо. После этого моя жизнь пошла в другом направлении. Думаю, во время кризиса, будь-то возраст или что-то другое, важно стараться быть счастливым каждый день, использовать каждый свой день на полную катушку. Погружаться всё глубже, открывая для себя истинное значение жизни, и стараться не обращать внимания на всякую ерунду, на которой, к сожалению, наше общество зацикливается все больше и больше. Короче, будьте собой и, главное, будьте счастливы быть собой. Вы здесь не просто так, стоит подумать об этом.
ЛБ: Немного раньше мы как раз слушали одну твою песню из 60-х, "Räkna De Lyckliga Stunderna Blott" (Считайте лишь счастливые минуты)...
Ф: (смеется) Ну, знаешь, я не так уж уверена насчет этого. Счастливые минуты – это лишь бонусы, которые уравновешивают грустные минуты. Думаю, важно помнить как счастливые, так и печальные моменты своей жизни. Это то, что обеспечивает твое собственное равновесие в потоке жизни и жизненного опыта. Часто вещи, которые сами по себе не слишком позитивны, помогают тебе расти, и являются тем абсолютно необходимым, бесценным багажом, который ты проносишь с собой через всю свою жизнь.
ЛБ: Что ты делала, когда тебе приходилось сталкиваться с горем, как потом находила позитивные вещи, которые помогали тебе поддерживать это равновесие? В чем твой секрет?
Ф: У меня нет никакого секрета. Нужно просто продолжать жить, что бы ни происходило. В моем случае получилось так, что я всегда была сильной женщиной, однако, оглядываясь назад, я понимаю, насколько тяжело было справляться с такими моментами. Но у меня очень хорошая семья и друзья, которые всегда оказывали мне большую поддержку, и, думаю, это именно то, что нужно каждому в момент кризиса. Это единственное, на самом деле, что имеет значение. Поэтому сейчас, особенно сейчас, когда я стала старше, я считаю, что семья и такая вот поддержка друг друга крайне важны. Мы все путешествуем по жизни вместе. В минуты горя я была не одна: со мной была моя семья, мои дети – как собственные, так и приемные. Когда мы вместе, нам ничего не страшно.
ЛБ: Ты только что упомянула, что в твоей жизни было горе. Я так понимаю, речь идет о смерти твоего мужа и дочери?
Ф: Да, естественно. Но мне пришлось терять не только самых близких членов семьи, но и друзей. Но такое случается у всех, необходимо лишь научиться справляться со своим горем. Такова жизнь: сегодня получаешь, завтра теряешь.
ЛБ: На этой неделе мы также слушали твои песни 70-х. Там была вещь, которая называется в оригинале "Anima Mia" (Моя душа), а по-шведски "Ett Liv I Solen" (Жизнь под солнцем), с твоего сольника "Frida Ensam". Затем прошло какое-то время, прежде чем ты вернулась в 1982 году с «Something’s Going On», альбомом, где ты сотрудничала с Филом Коллинзом. У меня дома есть этот альбом, там еще рисунок на обложке.
Ф: Да, это работа одного французского художника, который был моим хорошим другом и решил нарисовать мой портрет. Это было довольно забавно. Не знаю, было ли это так уж хорошо с художественной точки зрения, но точно было здорово.
ЛБ: По крайней мере, у тебя там очень красные волосы.
Ф: Да, точно, волосы были красные.
ЛБ: А вокруг все такое розовое, да?
Ф: Да-да, это как раз был розово-красный период в моей жизни (смеется). Один из многих, которые у меня были, если говорить о волосах!
ЛБ: А сейчас у тебя какой период?
Ф: Сейчас я нахожусь в стадии зрелой женщины, которая стала старше, и, скорее всего, каких-то значительных перемен уже не будет.
ЛБ: Ты носишь седину?
Ф: Нет. Не думаю, что седина мне так уж идет… Хотя, наверное, все дело в том, что раньше мне приходилось постоянно следить за своим внешним видом, поскольку многие подражали мне. Я, наверное, подожду еще лет 10, а потом посмотрим, что будет.
ЛБ: Так что, у тебя темные волосы или по-прежнему красные?
Ф: Нет, пепельные со светлыми оттенками.
ЛБ: Звучит неплохо.
Ф: Да, довольно неплохо.
ЛБ: У тебя длинная или короткая прическа?
Ф: Что-то среднее.
ЛБ: Последний раз ты записывалась в 1996 году?
Ф: Да. абсолютно верно, в 1996-м.
ЛБ: С Андерсом Гленмарком. Это было довольно давно. А не хочешь ли еще попробовать?
Ф: Понимаешь, желание петь у меня всегда было и есть, но, как мы с Агнетой говорили, когда встречались последний раз, нужна мотивация. А у меня ее пока что нет. НО, я не говорю 100% нет. Никогда не говори никогда. Не думаю, что это будет полностью сольный проект, скорее что-то вместе с другими музыкантами. Но только если этот проект будет достаточной мотивацией для меня.
ЛБ: Раз уж ты упомянула Агнету, и что вы с ней говорили, может быть она станет твоим партнером в этом проекте?
Ф: Было бы очень здорово, но не думаю, что такое когда-нибудь произойдет. Мы с Агнетой также обсуждали то, что по мере того, как становишься старше, хочется больше времени проводить с внуками. Кроме того, существует много других вещей, которые тоже требуют времени... Поэтому я не знаю. Конечно, это было бы просто замечательно, но, одновременно, думаю, послужило бы причиной такого огромного давления просто из-за того, что это мы с Агнетой... Большие ожидания, промоушн, который необходимо будет обеспечить... Не думаю, что Агнета или я готовы к такому. У нас уже было все это в течение многих лет нашей жизни.
ЛБ: Но если ты и/или Агнета появляетесь где-то, вы по-прежнему привлекаете много внимания.
Ф: Думаю, это здорово, что магия до сих пор действует. Мне нравится принимать участие в празднованиях, посвященных АВВА, какую бы форму они ни принимали – фильм Mamma Mia! или мюзикл. И, я думаю, наше присутствие служит причиной огромной радости на таких вот мероприятиях. Для меня лично это шанс еще раз насладиться тем, чем я занималась в жизни раньше.
ЛБ: В следующем году в Швеции будет королевская свадьба, и Виктория однажды станет королевой. Я тут как раз подумала, а что если тебе спеть "О, Даниэль!" вместо "О, Карл-Густав!"?
Ф: (смеется) Нет, нет, нет. Может Йерстин Деллерт и захочет такое сделать, но только не я!
ЛБ: Спасибо, что нашла время для нас, Анни-Фрид.
Ф: Спасибо, Лотта. Приятно было поговорить с тобой. Особо хочется поблагодарить слушателей, которым пришлось страдать всю эту неделю, слушая мои старые песни. (смеется) На самом деле, я очень благодарна за возможность погостить в ваших домах на этой неделе. Еще раз спасибо Лотте, всем слушателям и всем тем, кто работал над этой передачей. Берегите себя!
ЛБ: Ты тоже. Постой! Если бы тебе пришлось выбрать всего одну песню за все эти десятилетия, какую бы ты выбрала?
Ф: Честно говоря, не знаю. Хотя… давай, пусть это будет "Fernando" с моего альбома "Frida Ensam". Эта песня была огромным прорывом для меня, как для сольной исполнительницы, а позже стала большим хитом и для ABBA.
ЛБ: Ну, хорошо. Тогда слушаем твою шведскую версию. Пока!
Ф: Спасибо, пока!
(звучит "Fernando")
* * *
Перевод с английского: Екатерина Ковригина aka Кейт